Музыка Kitaro - концерт Вселенной

4 февраля 1953 года в мировой культуре ознаменовано рождением мага от музыки Kitaro (Китаро). Несомненно, Kitaro – явление в мировой музыкальной культуре.

Музыка в жизни каждого из нас не просто слово, но тайна за множеством печатей, которую постигаешь всю жизнь. Отказаться от музыки невозможно: прибой, костер, ветер, капли воды, деревья… – исполнители одной песни, песни вселенной. И человек не исключение в этом водовороте жизни и фантазии. Город, дома, улицы играют для него мелодию обыденности, Земля превращает ее в симфонию плодородия и здоровья, Вселенная – в концерт любви и счастья. И на какую бы волну вещания мы не были настроены, музыка во всем ее великолепии и таинственности всегда с нами.

«Моя задача – передать энергию музыки из космоса через мое тело и донести ее до слушателя. Я пытаюсь установить связь со всеми слушателями: и молодыми, и старыми, но не со всеми это происходит сразу, и, конечно, я это чувствую. Иногда на концерте сидит три или четыре поколения людей, и со всеми бывает контакт. Это просто здорово», – говорит Kitaro.

История этого человека заслуживает внимания и является достойным примером несгибаемости намерения, жизни в гармонии с природой и с самим собой в противовес постоянным жалобам на судьбу и неудовлетворенности. Понятно, что Kitaro не идеал и, если надо, критик найдет тему для обсуждения. Мой рассказ имеет целью не превознести творчество или личность музыканта, а показать пример жизни, который, возможно, научит… Чему? Решайте сами.

Kitaro – псевдоним, прозвище, данное Масанори Такахаши еще в школьном ансамбле. Возможно за целеустремленность и силу характера, друзья еще в юношеском возрасте сравнивали Масанори с героем мультфильма Kitaro. Прозвище и по сей день остается с ним, как верный друг.

Родина музыканта – город Toyohashi на юге Японии. Живя на ферме, в окружении природы среди свято почитающих традиции и национальную культуру людей, он избрал то, что подсказывало ему сердце, а может и сам дух Страны Восходящего Солнца. В то время в Японии царило повальное увлечение западной культурой. В школах и ВУЗах играли рок и блюз, и юный Масанори не был исключением: будучи школьником и затем студентом, он увлекся ритм-энд-блюзом. Не имея музыкального образования Kitaro, учился музыке у природы. Не зная нот, играл на гитаре, позднее на клавишных. Будучи лидером группы Far East Family Band, он в полной мере брал ответственность за друзей. Известен случай, когда перед концертом барабанщик получил травму и Kitaro, ученик обстоятельств, занял его место. Как у него получилось играть на новом для него инструменте остается загадкой. И разгадать ее способен лишь человек, самозабвенно любящий музыку и способный погружаться в нее как в океан.

В мир синтезаторов ввел его Клаус Шульце (Klaus Schulze), лидер группы Tangerine Dream (Оранжевая мечта). И это стало для Kitaro откровением, позволившим реализовать скрытые возможности на стыке музыки Востока и Запада, а также создавать новое на базе традиционного.

Распад группы не повлиял на всепоглощающую страсть Kitaro к музыке. Напротив, роль организатора в группе дала толчок к развитию новых талантов: он становится композитором. Он творит, по-прежнему не имея даже начального музыкального образования, и, тем более, не зная правил построения музыкальных композиций. А результат – первый сольный альбом Astral Voyage (1978) который, по словам фанатов, является культовым. Здесь Kitaro впервые смешал американские, европейские и восточные музыкальные культуры, доказав, что Восток и Запад могут «звучать» вместе.

И вот уже тридцать лет он «заклинает» музыку – дарит нам возможность насладиться любовью и счастьем, игрой с «космосом», гармонизирующей душу, тело и пространство. Kitaro говорит: «Музыка – это просто музыка…. Но она может быть очень мощным оружием, и это уже вопрос, для чего она будет использоваться: для исцеления или разрушения. Молекулы, которыми мы окружены, несут вибрации музыки. Они могут дать нам больше здоровья и душевной гармонии». Так как действует на композитора музыка можно видеть на его концертах, полных энергии. Магический круг синтезаторов. Kitaro играет, словно в трансе, одновременно дирижируя небольшим оркестром, состоящим в основном из народных инструментов. Создается впечатление, что, повинуясь ритму Вселенной, совершает магические пассы, управляя музыкой сфер.

За 30 лет творчества в свет вышло более 45 альбомов, композиции которых поражают и завораживают. Kitaro объясняет смешение стилей и обычаев исполнения разных стран так: «У каждого народа есть свои музыкальные традиции, но я предлагаю делать на их базисе новую музыку. Это моя основная идея: новое звучание на традиционной основе». Музыка, написанная заклинателем, не имеет временных границ, и не подвержена влиянию моды, она живет «здесь и сейчас», стирая человеческое будущее и прошлое как ненужные атрибуты на пути к любви.

В каждой композиции есть мотив, смысл, философия, которые передаются слушателю – путнику, искателю «энергии музыки» – без слов, через звучание разнообразных музыкальных инструментов. Фантазия, следуя по пятам за музыкой, Kitaro рисует образы с естественностью, присущей природе.

45 альбомов – солидный композиторский багаж. Каждый альбом уникален по интимности восприятия – только ты и музыка, открывающая путь в бесконечность. И поэтому говорить о ней можно бесконечно – опыт каждого слушателя всегда уникален, всегда – тайна, а попытка описать его – всего лишь желание легкими мазками (в духе Kitaro) нарисовать ощущение таланта композитора и выразить восхищение его творчеством.

Альбом Kojiki вобрал в себя дух древней Японии, философию, которую Kitaro впитал из священной книги «Записи о деяниях древности». Первая композиция, Hajimari, повествует нам о создании вселенной: «В начале были только небо и земля. Небо было черным и хмурым облаком, море бурлило как мрачное болото. Жизнь в нашем понимании не существовала. Затем в один прекрасный день поднялся вихрь, раздался гром, и пошел страшный дождь. Дождь шел день и ночь, нескольких недель, месяцев, мрак и дождь были вечными. Но дождь прекратился, и небеса и земля были разделены. Из воды и грязи начали появляться молодые побеги травы. Мир стал таким, какой он есть сейчас» (перевод М.П.). Потрясающий ритм этой композиции сразу настраивает на определенный лад, помогая совершить невозможное – пережить виток жизненного цикла Вселенной. Волшебная флейта во второй композиции Sozo, создавая новые переживания, рассказывает, как была создана земля и жизнь на ней: союзом Izanagi и Izanami, богом и богиней, мужским и женским началом. «Богиня родила многих богов, в том числе ветер, море, землю, горы…» (перевод М.П.). Третья композиция, Koi, заставляет трепетать душу в унисон ее ритма, она повествует о познании любви. Orochi, четвертая, повествует о великой битве за любовь. Этот альбом пронизан мироощущением и философией присущей востоку, он знакомит с сутью японской культуры.

В альбоме Mandala композитор знакомит нас с мандалой – идеалом, совершенной формы жизни, тропинкой к безукоризненности, дорожкой к матушке природе:

«Все живое имеет связь с Великим Духом
И Великий Дух пребывает во всех живых существах
Дерево
Цветок
Вода
Земля
Ветер… Во всем.
Великий Дух все время суровый
Великий Дух все время умиротворяющий
Он охватывает всю жизнь
В каждой частички пребывает Великий Дух
Являясь источником мягкого кристаллического света,
В котором мы становимся единым
Легким как тепло материнского тела
Живя вместе, как дети Земли
Без времени
Без конца…»
(перевод М.П.).

Истинное творчество неописуемо как Вселенная. Истинное творчество делает человека свободным и независимым. Kitaro говорит: «Я черпаю вдохновение из самых различных источников. В некотором роде я изолировал себя от современной массовой культуры – у меня нет ни телевизора, ни радио, я не читаю газет… Бывая в городе, я люблю пройтись по очень людной улице и понаблюдать за толпой, прислушаться к ней. Но через три-четыре дня я чувствую, что нужно уезжать оттуда в горы, на побережье, куда-нибудь. Там я впитываю в себя самые разные звуки – ветра, замерзающей воды… Иногда, если долго вслушиваться в бульканье падающих водяных капель, можно уловить совершенно особые, низкочастотные колебания»…

Несомненно, Kitaro – явление в мировой музыкальной культуре. Маг от музыки, проводник в бесконечность, сочинения которого написаны на нотном стане Вселенной. И он подтверждает это в каждой композиции, образом жизни – отшельничеством, монашеством в миру: жизни в соответствии со своими убеждениями, бытием в первозданности природы.

Kitaro – заклинатель музыки, звук концерта Вселенной.

© Марк Перов, 30 июля 2008
Статья любезно предоставлена журналом Dreamiech Vision.
Оригинал статьи

Смотрите также:
Биография Китаро
Интервью с Китаро
"Граммофон" с 7-й попытки или Китаро стартует в "новый век"
Музыка нового века
Электронный ландшафт

Биография Альбомы Музыка Ссылки Гостевая книга Вопросы