Электронный ландшафт

Во все времена музыкальная культура являлась своеобразным зеркалом настроений и состояний человечества. Современные формы того, что мы называем "музыкой", выглядят устрашающе опасными для человеческой души - по крайней мере, некоторые из них. Сегодня нас атакует разросшаяся до немыслимых размеров поп-культура, металлические какофонии и ставшие всенародным достоянием чисто негритянские ритмы рэпа. А в течение нескольких последних лет на человечество обрушилось последнее "околомузыкальное" изобретение (имеющее, к сожалению, электронные корни) - рэйв-культура, которую, впрочем, с большим трудом можно отнести к понятию "музыка", которую человек в состоянии воспринимать нормально. Вспоминая классическую фразу - "если это есть, значит, это кому-нибудь нужно", - не возникает желания спорить о праве на существование того или иного жанра. Все эти стили благополучно существуют по правилам и законам шоубизнеса и менее всего заботятся о духовности. Я не собираюсь читать проповеди о духовном воспитании молодёжи. Просто многие люди даже не подозревают о существовании громадного музыкального пласта, который называется Электронная Музыка. К счастью, в последние годы занавес неизвестности над этим термином немного приподнят, но это совсем не значит, что, зайдя в любой музыкальный магазин, вы увидите на прилавках сотни альбомов из мира электронной музыки. Столь же тщетными будут ваши попытки прочесть что-либо вразумительное о ней в отечественных музыкальных журналах. При обильном потоке аудио-видеоинформации, которая поступает к нам ежедневно, вполне может сложиться мнение, что никакой другой музыки, кроме той, которую показывают и о которой пишут, больше не существует. Но это совсем не значит, что люди не нуждаются в иной музыке, в иных настроениях и впечатлениях. Электронная музыка в её многоликом разнообразии существует уже десятки лет. И самое парадоксальное - революционными изобретениями в области электронных инструментов и синтезаторов мир обязан именно России: Лев Термен (начало 20-х годов), Евгений Мурзин (начало 60-х).

Усыпанное звёздами ночное небо всегда привлекало человеческие умы. С появлением электронной музыки тема Космоса стала чуть ли не доминирующей. Сегодня трудно найти человека, который не слышал бы этого словосочетания - "электронная музыка". Но, к сожалению, под этими словами многие подразумевают многое. Сухие, математически выверенные композиции экспериментальной и электроакустической музыки, монотонно-бубнящие ритмы техно, продолжение традиций электронного рока и секвенсорной музыки 70-х, электронные проявления поп-культуры - ко всему этому сегодня, к месту и не к месту, применяют термин "электронная музыка".

Ни в СССР, ни в Росси, пожалуй, никто и никогда серьёзно не уделял большого внимания этому музыкальному направлению. До недавних пор в нашей стране с понятием "электронная музыка" ассоциировалось 5-10 известных имён: Эдуард Артемьев, Vangelis, Space, Jean-Michel Jarre, Kitaro, Isao Tomita, Tangerine Dream, Klaus Schulze и так далее. До недавних пор и в бывшем СССР, и на Западе отношение к этому жанру было далеко не однозначным. Многие музыканты и критики не признавали и не верили в "музыку машин", многие оспаривали даже применение слова "музыка" к этим произведениям.

Сегодня стилистические и концептуальные различия лёгкого слащавого new age, пасмурные "шульцевские" коллажи, роботизированные ритмы Kraftwerk, многочисленные ответвления техно и рейва стремительно проникают друг в друга, порождая новые формы и целые музыкальные галактики, в которых и происходит таинство слияния и взаимопроникновения стилей и жанров. И нередко практически невозможно квалифицировать то или иное произведение, каким-либо одним словом обозначить его жанр. Искусственный электронный мир расширяет границы своих возможностей постоянно. Однако можно сказать, что в этой области уже всё было сделано и сказано лет так 20 назад, и большинство современных работ - лишь поиски новых вариаций, интерпретаций и завуалированного повторения старого на благодатном поле синтетических миражей. Появляются новые ритмы, тембры и настроения, но по сути ничего революционного уже, к сожалению, не происходит. Более того, многие достойные коллективы прошлого всё чаще прибегают к изменению своей творческой направленности с оглядкой на законы шоубизнеса. И несмотря на совершенствование клавишно-компьютерной техники и трансформации идей, музыка всё чаще становится какой-то слишком отшлифованной, слишком пресной. В конце 90-х царит своеобрахный застой идей, которые появились в далёких 70-х. Похоже, что эти прекрасные музыкальные горизонты всё больше покрываются непроницаемым теманом коммерческой поп-культуры и домашними пародиями на музыку Шульца и Жарра.

Электронная музыка в состоянии передать самые потаённые и сокровенные человеческие мечты и душевные переживания. Это удивительный мир, в котором вашим проводником является ваша фантазия. И если ваша душа приемлет этот бесконечно многогранный электронный мир, если вы нашли ту самую дверь в своём сознании и переступили порог, оказавшись среди теней и призраков ирреальных измерений, если вы не прочь окунуться в море калейдоскопических осколков реалькости и вымысла, фантазии и мечты; если вы не прочь пройтись по сумеречным аллеям памяти, по лабиринтам и запутанным тропинкам полузабытых, полустёртых снов и видений - добро пожаловать в Электронную Вселенную, добро пожаловать в мир иных реальностей.

Мартин Ландерс, 'Back to the Universe'
Статья перепечатана из журнала Music Box, №1 (10) 1998

Смотрите также:
Биография Китаро
Интервью с Китаро
"Граммофон" с 7-й попытки или Китаро стартует в "новый век"
Музыка нового века
Музыка Kitaro - концерт Вселенной

Биография Альбомы Музыка Ссылки Гостевая книга Вопросы